Отчет министра за 2015 год

ДОКЛАД

МИНИСТРА ЖКХ И ЭНЕРГЕТИКИ РС (Я) ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ОТРАСЛИ ЖКХ И ЭНЕРГЕТИКИ ЗА 2015 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2016 ГОД

 

Во всех районах республики отопительный сезон начат своевременно согласно утвержденным графикам. Подготовлено 1284 котельных, 3 тыс. км тепловых сетей, 2,3 тыс. км водопроводных и канализационных сетей.

В целом за 2015 год построено и реконструировано 44 котельных (в 2014 году – 53), заменены 191,6 км ветхих инженерных сетей, 7 объектов водоснабжения и водоотведения. В результате уровень износа коммунальной инфраструктуры снизился с 53% до 52%.

В соответствии с поручением Главы Республики Саха (Якутия) ежегодно выполняется установленное задание по замене не менее 7% ветхих сетей. По оценке 2015 года обновлено 8,2% ветхих сетей.

Организациями коммунального комплекса и электроэнергетики в полном объеме обеспечен завоз топливно-энергетических ресурсов. Всего в навигацию завезено 569 тыс. тонн топлива, в том числе угля – 385 тыс. тонн, нефти – 101 тыс. тонна, газоконденсата – 13 тыс. тонн и дизельного топлива – 70 тыс. тонн.

Затраты организаций на обеспечение досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов составили 10 965,4 млн. рублей, в том числе ГУП «ЖКХ РС (Я)» - 5 288,3 млн. рублей, ОАО «Теплоэнергосервис» - 614,8 млн. рублей и ОАО «Сахаэнерго» - 5 062,2 млн. рублей. Завоз топлива обеспечен за счет средств предприятий, бюджетного и коммерческих кредитов.

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поручено увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 %. Данная задача на сегодня предприятиями исполняется. По оценке итогов 2015 года привлечение заемных средств составило 1,8 млрд. руб. или 33% в общем объеме инвестиций в систему коммунального комплекса. Общий размер инвестиций составил  5,6 млрд. рублей.

Продолжается реализация крупного инвестиционного проекта «Строительство водозаборных и водоочистных сооружений г. Якутска» за счет привлеченных кредитных средств в размере 2 100,0 млн. руб. На реализацию проекта сегодняшний день профинансировано 632,27 млн. руб. В 2015 году генеральным подрядчиком выполнена стадия проектирования, произведены необходимые подготовительные работы на площадке строительства (геологические, гидрогеологические, топографические, структурно-фундаментные поисковые работы), идет подготовка к проведению земляных работ. Ввод объекта планируется в 2018 году.

Заемные средства в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры привлечены ГУП «ЖКХ РС (Я)», АО «Водоканал», АО «Намкоммунтеплоэнерго». Не реализована инвестиционная программа АО «Нерюнгринский городской водоканал» из-за проблем с осуществлением выборки заемных средств по кредитному договору с Европейским банком реконструкции и развития, являющихся основным источником финансирования программы.

Прошу руководителей предприятий более ответственно подходить к вопросам формирования и реализации инвестиционных программ, усилить контроль за выполнением мероприятий в установленные сроки, предоставлением отчетности и своевременным вводом объектов в эксплуатацию и постановкой их на баланс с надлежащим оформлением правоустанавливающих документов. Это касается всех предприятий, 2016 год обещает быть сложным, поэтому мы должны принять все необходимые меры по полному освоению и эффективному использованию выделенных средств.

Как я говорил на планерных совещаниях, в целях планового освоения средств и во избежание возможного секвестра Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) по нашим объектам, до 1 февраля 2016 года должны быть объявлены все конкурсные процедуры.

Отмечаю крайне низкое освоение средств Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) у ГКУ РС (Я) «Дирекция реконструкции и строительства ЖКХ и энергетики РС (Я)».

В 2016 году также будут продолжены мероприятия по переводу 19 котельных на газовое топливо в Мегино-Кангаласском и Чурапчинском районах. В связи с невозможностью выделения средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будем реализовывать данные мероприятия в рамках заключения энергосервисных контрактов.

Прошу Департаменту коммунального комплекса и стратегического развития совместно с ГУП «ЖКХ РС (Я)» обеспечить в 2016 году перевод на газ 19 котельных.

В электроэнергетике продолжена реализация крупномасштабных проектов, направленных на обеспечение безопасности и надежности энергоснабжения потребителей республики.

ПАО «ФСК ЕЭС» введены в эксплуатацию высоковольтные линии электропередач – ВЛ-220 кВ НПС-14-НПС-15 и ВЛ-220 кВ НПС-15-НПС-16 с подстанцией 220 кВ в Олекминском и Алданском районах, что позволило соединить централизованным электроснабжением Южный и Западный энергорайоны республики.

ЗАО «ПОЛЮС ГОЛД» завершен первый этап строительства ВЛ-220 кВ Пеледуй-Чертово Корыто-Сухой Лог. Линия обеспечит переток энергии из Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) промышленным потребителям Севера Иркутской области.

В завершающую стадию вступает строительство ВЛ-220 кВ Нерюнгринская ГРЭС-Нижний Куранах-Томмот-Майя с подстанциями 220 кВ «Томмот» и «Майя». В 2015 году решены вопросы с Правительством Российской Федерации по финансированию строительства заходов 110,35 кВ на подстанцию 220 кВ «Майя» для подключения линии к энергосистеме Центрального энергорайона.

Продолжена реализация проекта строительства Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь). С целью софинансирования Правительством Республики Саха (Якутия) строительства объекта подписано Дополнительное соглашение к Соглашению между Правительством Республики Саха (Якутия) и ПАО «РАО ЭС Востока» о софинансировании строительства ЯГРЭС-2 в размере 1 млрд. руб.  через АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" участие в уставном капитале ПАО «Русгидро» (выкуп акций).

По предприятиям электроэнергетики установленное Правительством Республики Саха (Якутия) задание по производству электрической энергии в 2015 году перевыполнен и составил 100,8% (8 860,7 млн.кВт.ч.).

 

Продолжены меры по сокращению сроков технологического присоединения к энергетическим сетям. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам 2015 года по направлению «Регуляторная среда» среднее время подключения к электросетям по Республике Саха (Якутия) составило - 90,63 дня (показатель 2014 г. – 161,9 дня), среднее количество процедур - 6,07 (показатель 2014 г. – 7,0).

В рамках мероприятий Года предпринимательства в Республике Саха (Якутия) продолжена работа по повышению доступности энергетической инфраструктуры для среднего и малого бизнеса. С 1 октября для потребителей до 150 кВт снижены на 50% ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям. Для субъектов малого и среднего бизнеса арктических и северных районов республики в 2015 году возмещены расходы по электрической и тепловой энергии.

 

За счет средств Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) построена и введена в работу ВЛ-10 кВ Северная Нюя-Чамча и ВЛ-10 кВ Чамча-Орто-Нахара с выводом из работы ДЭС в с.Чамча и с.Орто Нахара Ленского района, построена новая ДЭС в с. Быков Мыс Булунского улуса.

По инвестиционной программе АО «Сахаэнерго» реализованы проекты строительства новой ДЭС в с. Юнкюр Верхоянского улуса, а также продолжено строительство ДЭС в с.Оленек и с.Жилинда в Оленекском улусе и с. Усть-Янск Усть-Янского улуса.

В октябре 2015 г. в зоне деятельности АО «Сахаэнерго» произошло 4 аварии на дизельных электростанциях в с.Арыктах Кобяйского улуса, п. Зырянка Верхнеколымского улуса, с. Казачье Усть-Янского улуса и п. Жиганск Жиганского улуса.

По данным инцидентам проведены комиссионные расследования в составе инженерно-технического персонала АО «Сахаэнерго» с участием   представителей Министерства и Ленского управления Ростехнадзора, по результатам которых составлены акты расследования. Также вопрос был рассмотрен на заседании Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории РС(Я) 23.10.2015 г., во исполнение решений которого разработан план мероприятий по предотвращению технологических нарушений на объектах АО «Сахаэнерго» в целях предотвращения последствий и недопущения аварийных ситуаций в дальнейшем.

Прошу АО "Сахаэнерго" в 2016 году принять превентивные меры по увеличению надежности энергоснабжения потребителей от источников генерации, за счет ремонтных и инвестиционных программ предприятия. 

 

Важным направлением для развития северных и арктических районов является внедрение возобновляемых источников энергии. Знаменательным событием в этом направлении стало строительство и ввод в эксплуатацию солнечной электростанции (СЭС) в п. Батагай Верхоянского улуса - единственной за Полярным кругом мощностью 1 МВт.

За 2015 год объектами ВИЭ (9 ед. СЭС) выработано электрической энергии 175,5 тыс.кВт.ч, что позволило сэкономить 55,0 тонн дизельного топлива, в денежном выражении экономия составляет порядка 2,4 млн. рублей.

АО «Сахаэнерго» построены и введены в работу 4 СЭС в населенных пунктах Верхоянского и Алданского районов (с. Юнкюр - 40 кВт, с. Бетенкес - 40 кВт, с. Столбы - 10 кВт и с. Улуу - 20 кВт).

В целях развития ветроэнергетики в Якутии разработан и в сентябре 2015 года подписан в г. Владивостоке на Восточном экономическом форуме Меморандум между Республикой Саха (Якутия), ПАО «РАО Энергетические системы Востока» и компанией KOMAIHALTEC Inc. (Япония) о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в отношении развития возобновляемых источников энергии в Республике Саха (Якутия). Меморандум предусматривает разработку предварительного технико-экономического обоснования по подготовке строительства ветропарка в п. Тикси Булунского улуса мощностью 1 МВт. В результате накопленного опыта эксплуатации ВЭУ в п. Тикси, планируемый ветропарк должен будет отвечать всем арктическим условиям.

Еще одним направлением совместной работы является внедрение японских технологий в систему электро- и теплоснабжения республики с заменой устаревшего оборудования на газотурбинные установки (когенерация). В ноябре и декабре 2015 г. в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) состоялись встречи с делегацией представителей японских компаний Kawasaki Heavy Industries, Ltd., Ernst & Young Advisory и Sojitz Corp. На встрече были заслушаны предложения японских компаний, рассмотрены предложения со стороны республики по площадкам внедрения планируемых пилотных проектов и пожелания о размере мощности турбин. Также представители компаний посетили г. Вилюйск, с. Амга и с. Намцы и выделили наиболее перспективные места по реализации проектов газотурбинной когенерации: мкрн. Сайсары в г. Якутске, г. Вилюйск и с. Амга. Следующая встреча заинтересованных сторон планируется в феврале 2016 г. До этого времени представители компаний проведут технико-экономический анализ на основании результатов проведенной работы в Якутии.

Ключевым событием 2015 года и итогом масштабной, многолетней работы Правительства Республики Саха (Якутия) по ликвидации перекрестного субсидирования в локальной энергетике Республике Саха (Якутия) с федеральными органами исполнительной власти в 2015 г. явилось подписание Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Перечня Поручений по вопросу перекрестного субсидирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в Республике Саха (Якутия) от 03.11.2015 г. № Пр-2288.

Даны поручения разработать долгосрочную программу оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) и порядок финансирования мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования локальной энергетики в Республике Саха (Якутия), предусмотрев, в том числе, использование и поэтапное снижение (вплоть до нуля) средств федерального бюджета с учетом республиканского софинансирования.

Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден план мероприятий органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по исполнению поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.11.2015 № Пр-2288. Формируется рабочая группа по ликвидации перекрестного субсидирования в составе представителей республиканских и федеральных органов исполнительной власти.

Министерство, как отраслевой орган, отвечающий за развитие энергетики в республике, играет в решении данной проблемы одну из ключевых ролей.

В настоящее время министерством совместно с ПАО «РАО ЭС Востока» разработан проект технического задания на проектирование долгосрочной программы оптимизации локальной энергетики, реализация которой позволит модернизировать объекты генерации АО «Сахаэнерго» и снизить размер перекрестного субсидирования.

 

Проблемными вопросами в электроэнергетике остаются «закрытые» центры питания в Западном энергорайоне – в Нюрбинском, Вилюйском, Верхневилюйском районах, и Центральном энергорайоне – Амгинский район. 

Для решения проблемы необходимо строительство новых магистральных линий электропередач, взамен существующих:

- 3 и 4 пусковые комплексы ВЛ-220 кВ «Мирный – Сунтар – Нюрба» включающий ВЛ-220 кВ Сунтар-Нюрба и подстанцию 220 кВ «Нюрба»;

- разработка проекта строительства ВЛ-110 кВ Сулгачи-Амга с подстанцией 110 кВ «Амга» и ВЛ-110 кВ Майя-Бютейдях-Амга с подстанцией 110 кВ «Бютейдях».

Недостаточное финансирование реконструкции распределительных сетей 35-0,4 кВ, особенно в Западном и Центральном энергорайоне.

В настоящее время Правительство республики разработало ПСД строительства этих двух объектов, при этом не решен вопрос финансирования.

Прошу ПАО «Якутскэнерго» усилить работу по раскрытию центров питания, реконструкции распределительных сетей электрической энергии, с формированием в том числе механизмов и источников финансирования помимо бюджетных средств.

Энергосбережение в условиях кризисных явлений в экономике страны, как механизм позволяющий сокращению затрат, становится особенно актуальной.

Для стимулирования развития государственно-частного партнерства в области повышения энергоэффективности второй год подряд оказана государственная поддержка хозяйствующим субъектам, реализующим энергосервисные контракты, на уплату ими процентов по кредитам (займам).

В 2015 году также для хозяйствующих субъектов разработаны и предусмотрены меры государственной поддержки на возмещение части затрат на приобретенное ими энергоэффективное оборудование, а также на уплату ими лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования в общей сумме 10 млн. рублей.

В текущем финансовом году освоены средства гранта в размере 20 млн. рублей из федерального бюджета в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года. Средства направлены в рамках государственной программы «Энергоэффективная экономика на 2012-2017 годы и на период до 2020 года» на уличное освещение в населенных пунктах арктических улусов Республики Саха (Якутия), в п. Черский Нижнеколымского района, с. Жиганск Жиганского района и с. Оленек Оленекского района.

Вместе с тем, у нас до сих пор наблюдается достаточно низкий уровень оснащенности жилищного фонда приборами учета энергоресурсов.

В 2016 году для впервые в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) предусмотрели 100,0 млн. рублей на реализацию энергосервисных договоров (контрактов) в жилищном фонде. Мероприятия по стимулированию энергосбережения в жилищном фонде остается, однако будут изменены механизмы поддержки муниципальных образований, на эти цели предусмотрено 200,0 млн. рублей.

ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» прошу принять меры по полному освоению выделенных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и проведению мероприятий в установленные сроки.

Предприятиям прошу обратить внимание на оснащение приборами учета собственных объектов. В настоящее время говорить о том, что фактические потери тепловой энергии в тепловых сетях составляют сколько то невозможно, потери все измеряются по методике и выводятся лишь расчетным путем. Тоже самое касается и объектов генерации (котельных).

Также, в соответствии с требованиями ФЗ-261 ресурсоснабжающим предприятиям, необходимо усилить и завершить работу по дооснащению общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов и принятия на коммерческий учет.

Также отмечаю, что вчера, т.е. 22 декабря, был подписан Указ Главы РС(Я) №864 о передаче государственной программы Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика Республики Саха (Якутия)" в введение Министерства.

 

В полную силу реализуется новая система максимальной информационной открытости капитального ремонта, которая позволяет каждому жителю республики узнать о том, когда запланирован капитальный ремонт его дома,  воспользовавшись онлайн-сервисом на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и регионального оператора – НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия)».

В настоящее время улучшили качество своего проживания 6 тысяч человек. Выполненные работы, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса принимаются приемочной комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят представители собственников отремонтированного дома, представители Министерства, Фонда, управляющей организации, муниципального образования и подрядных организаций.

Ведется работа с недобросовестными подрядными организациями. Так, в 2015 году было расторгнуто 16 контрактов с недобросовестными организациями, выставлено 16 судебных исков на сумму 49,1 млн.руб.

Сбор взносов по состоянию на 1 декабря нарастающим итогом составил 77%, что выше среднестатистического показателя по Российской Федерации.

Динамика сборов взносов остается положительной, в октябре, ноябре текущего года сбор составлял 95%, 81%.  По итогам 9 месяцев 2015 года в рейтинге сборов взносов по Дальневосточному Федеральному округу Российской Федерации Республика занимала 3 место.

В целях упорядочивания и эффективности деятельности управляющих организаций наряду с внедрением системы лицензирования в текущем году запущен механизм рейтингования. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.05.2015 № 173 в этом году проведен рейтинг управляющих организаций, по результатам которого из 217 участников лучшей управляющей организацией стало ООО «Жилсервис» (Нерюнгринский район).

 

Уходящий год также ознаменован событием в области прозрачности расчетов жилищно-коммунальных услуг. В целях совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечения прозрачности и контроля финансовых потоков в 2015 году осуществлено опытное внедрение Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги населения Республики Саха (Якутия) или по-простому Система «Дом.Онлайн». На текущий момент к системе Дом.Онлайн подключено более 100 управляющих организаций и товариществ собственников жилья, крупные ресурсоснабжающие организации, около 7,5 тысяч домов, свыше 80 тысяч лицевых счетов. Ввод в промышленную эксплуатацию системы Дом.Онлайн планируется в 2016 году.

В целях реализации государственной политики в области информатизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства нам необходимо закончить  внедрение в систему ЕИИАС.  К сожалению, были судебные разбирательства с некоторыми организациями по 112 Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) в части исключения из требований предоставления данных в систему ЕИИАС ЖКУ, которые не были удовлетворены судом.

Прошу Вашего понимания и принятия мер по внедрению системы ЕИИАС на Ваших предприятиях. Отмечаю, что внедрение ЕИИАС ЖКУ отмечено в послании Главы РС (Я).

 

В декабре 2014 года с внесением изменений в  Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»  введено новое понятие «твердые коммунальные отходы (ТКО)».

Произойдет перераспределение с 1 января 2016 года полномочий в области обращения с отходами между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Устанавливается обязанность для собственников жилых домов обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 1 января 2016 года будет вводиться региональный оператор по обращению с ТКО.

В настоящее время нормативное правовые акты Правительства Российской Федерации находятся на стадии общественного обсуждения.

Это еще одно новое направление в работе Министерства.

Хотелось бы остановиться на крупных стратегических документах и поручениях Главы Республики Саха (Якутия), которые находятся на особом контроле.

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) 27.09.2012 г. № 1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)» продолжены мероприятия по повышению уровня благоустроенности жилья в сельской местности.

На реализацию подпрограммы «Подключение частных домов к централизованным источникам теплоснабжения» в 2015 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено 262,9 млн. рублей, в том числе на строительство тепловых сетей – 162,9 млн. рублей, на оказание материальной помощи малоимущим слоям населения на подключение – 100,0 млн. рублей.

ГУПу «ЖКХ РС (Я)» выделено 136,7 млн. рублей. Всего проложено 14,5 км тепловых сетей, подключено 414 домов. С учетом предоставления адресной материальной помощи малоимущим на подключение всего в 2015 году подключено 1881 частных дома. Таким образом, задача о ежегодном подключении не менее 1,5 тыс. жилых домов, установленная Главой Республики Саха (Якутия), выполняется.

 

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2013 г. № 2209 «О дополнительных мерах по устойчивому развитию села в Республике Саха (Якутия) начаты работы по комплексному благоустройству частных жилых домов в населенных пунктах, где отсутствуют централизованные источники теплоснабжения.

Работы по комплексному благоустройству проводятся в п. Сиктях Булунского улуса и в сс. Хара-Тумул, Берег-Юрдя Оймяконского района путем оказания единовременной адресной материальной помощи малоимущим и отдельным категориям граждан на комплексное благоустройство жилых домов и на оформление правоустанавливающих документов на жилой дом.

В 2015 году комплексное благоустройство проведено в 36 частных жилых домах, в целом за два года благоустроено 55 домов.

 

В целях реализации в Республике Саха (Якутия) основных направлений внутренней и внешней политики государства, отраженных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2015 год, в части внедрения системы премирования руководителей государственных компаний на основе ключевых показателей эффективности их деятельности был принят План мероприятий, утвержденный распоряжением Главы Республики Саха (Якутия). Это касается АО «Водоканал» и ГУП «ЖКХ РС (Я)».

На сегодняшний день данная работа проведена только у Водоканала, ГУП «ЖКХ РС (Я)» до настоящего времени показатели не разработал и не представил в Министерство для рассмотрения. На основании ключевых показателей будет производиться оценка эффективности деятельности предприятий.

По сравнению с другими министерствами и ведомствами, мы, к сожалению, отстаем в данной работе. Срок установления показателей был установлен 1 декабря 2015 года.

Департаменту экономики и финансов Министерства поручаю совместно с ГУП "ЖКХ РС (Я)" завершить данную работу в возможно короткие сроки.

 

В Послании Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) отмечено и на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) принято решение о переходе на поселенческий уровень тарифов на тепловую энергию с 1 июля 2016 года. Считаю, что данное решение даст дополнительный стимул для реализации мероприятий по модернизации маломощных объектов коммунальной инфраструктуры. Но, одновременно переход на поселенческий уровень тарифов на тепловую энергию может привести к выпадающим доходом предприятий, из-за активного установления приборов учета в отдаленных населенных пунктах, где в настоящее время уровень оснащенности приборами учета низкая. В целях предупреждения данной ситуации Министерством были направлены предложения в адрес Правительства Республики Саха (Якутия) и рассмотрены на уровне первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.А.Маринычева. Ответственным сотрудникам Министерства необходимо доработать предложенный механизм компенсации выпадающих доходов предприятий.

 

В целях обеспечения стабильного функционирования основных стратегических предприятий в условиях кризисных явлений в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году, утвержденного распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) приняты меры по увеличению финансовой поддержки предприятий.

Общая сумма государственной поддержки предприятий отрасли составила 3,1 млрд.рублей, в том числе 1,526  млрд.рублей субсидии, 1,53 млрд.рублей бюджетные кредиты. Также подписаны Соглашения с ГУП "ЖКХ РС (Я)" о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту всего на сумму 1,63 млрд. рублей. В настоящее время также принято решение о реструктуризации бюджетного кредита на сумму 1,18 млрд. рублей.

На 2016 год будет продолжена работа по государственной поддержке системообразующих предприятий. Министерством соответствующие предложения направлены в Министерство экономики Республики Саха (Якутия).

Традиционно на балансовых комиссиях Министерства рассмотрены ожидаемые итоги крупных предприятий за 2015 год. Во всех предприятиях наблюдается ухудшение финансовых показателей.

Значительное ухудшение финансовых итогов 2015 года наблюдается у Сахаэнерго, если Общество в прошлом году имело прибыль в размере 69,2 млн.рублей, ожидаемые убытки составят 282,1 млн.рублей. Необходимо отметить, что план Общества, утвержденный Советом директоров был сформирован с убытком на 302,8 млн.рублей.

В основном ухудшение итогов деятельности связаны с потерей товарной выручки из-за несопоставимых объемов фактического полезного отпуска с тарифным планом. Обществу необходимо усилить работу с Госкомцен-РЭК по поэтапному приведению полезного отпуска к фактическим значениям.

В целях финансовой поддержки ГУП "ЖКХ РС (Я)" были возмещены убытки прошлых лет в размере 702,9 млн.рублей. С учетом данной субсидии предприятие должно завершить 2015 год с прибылью. Финансовое состояние предприятия остается нестабильным. По поручению Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) создана рабочая комиссия и разработан План финансового оздоровления предприятия, который прошел согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Нестабильным также остается финансовое положение Нерюнгринского городского водоканала. Итоги деятельности Общества также рассмотрены на балансовой комиссии Министерства. Отмечаю, что начиная с 2009 года итоги деятельности НГВК всегда убыточные, общий объем убытков за последние семь лет составил 121,557 млн.рублей, в том числе убыток за 9 месяцев 2015 года – 37,541 млн.рублей. Самым главным фактором убыточности НГВК является несопоставимый объем фактического полезного отпуска в сравнении с  тарифным планом. Департаменту экономики и финансов и Департаменту коммунального комплекса необходимо довести до логического завершения предложения по реализации инвестиционной программы.

Предложенные постановочные вопросы предприятий будут изучены и найдут свое отражение в протоколах балансовых комиссий. Учитывая, прогнозы 2016 года предлагаю затянуть пояса, и провести работу по сокращению и оптимизации затрат.

На днях выйдет распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) о рассмотрении итогов деятельности стратегических и системообразующих предприятий республики, к которому нам необходимо серьёзно подготовиться чтоб озвучить проблемные вопросы и получить соответствующие поручения для дальнейшей работы.

Впервые постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) утвержден  перечень имущества, относящегося к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в отношении которого организации освобождаются от налогообложения на имущество. То есть кроме легкового автотранспорта и офисных зданий объекты коммунального комплекса будут иметь льготы по налогу на имущества, при условии, если соответствуют требованиям, установленным Законом о налоговой политике Республики Саха (Якутия).

Нам еще предстоит работа совместно с Теплоэнергосервис в части продления сроков применения льгот на имущество, находящегося в концессии, на период действия концессии.

Также с учетом обновления перечней ОКВЭД в соответствии с изменениями в законодательных актах Российской Федерации необходимо будет внести изменения в указанное Постановление Правительства Республики Саха (Якутия).

Были рассмотрены результаты оценки эффективности управления государственным имуществом ГУП «ЖКХ РС (Я)», по итогам которого были получены соответствующие поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Работа в этом направлении будет усилена и продолжена.

Общая сумма финансовых ресурсов, направляемых поставщикам на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов в виде субсидий достигла до 16,9 млрд.рублей. 2015 год завершен с дефицитом средств.

По оценке Министерства потребность субсидий в 2016 году должна составить 22,3 млрд.рублей. Самым основным фактором ежегодного увеличения объемов субсидий является неравный  рост экономически обоснованных тарифов для ресурсоснабжающих организаций и роста платы для населения, подключение населения к центральному отоплению.

Учитывая ограниченность средств государственного бюджета Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) даны поручения о предоставлении предложений по снижению данных субсидий.

В настоящее время Министерством экономики Республики Саха (Якутия) готовится проект Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) о Комплексе мер по снижению субсидий.

Нам понятно, что субсидия – это часть выручки предприятий, которая гарантированно поступает из бюджета и является источником завоза топлива и текущих расходов.  Комплекс мер по снижению субсидии Правительством будет принят - это неизбежно, поэтому мы должны быть готовы к этому.

В соответствии с Посланием Главы Республики Саха (Якутия) грядущий 2016 год обозначен Годом благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия).

Отмечу, что основы для начала Года благоустройства мы уже заложили в 2015 году. Так, приняты стратегические документы: Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.06.2014 года № 2698 «О благоустройстве территорий  населенных пунктов Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) З № 430-V «О содействии развитию благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия)».

В целях расширения мер поддержки населения в 2016 году будет запущен новый механизм – продукт, разработанный Министерством совместно с АКБ «Алмазэргиэнбанк», по кредитованию населения по сниженным процентным ставкам на благоустройство жилья путем увеличения уставного капитала банка на 50,0 млн. рублей.

В 2015 году предусмотрена государственная финансовая поддержка городским и сельским поселениям на мероприятия по благоустройству в сумме 178 млн. рублей. По конкурсному отбору данную  поддержку  получили 78 муниципальных образований.

В 2016 году на благоустройство территорий населенных пунктов республики в государственном бюджете предусмотрено 400 млн. рублей. Правительством будет утвержден План мероприятий по Году благоустройства, работа предстоит масштабная, поэтому прошу всех активно подключиться к данной работе.

Задачи на 2016 год: 

- Безусловное исполнение Плана мероприятий органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по исполнению поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.11.2015 № Пр-2288 по вопросу ликвидации перекрёстного субсидирования дизельной энергетики;

- Для обеспечения прозрачности расчетов в сфере ЖКХ и подготовки к неизбежному переходу на адресность субсидий в зависимости от уровня доходов населения внедрение  Единой информационную систему по начислению и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на всей территории республики;

- Проведение Года благоустройства на высоком организационном уровне, 100% исполнение распоряжения Главы Республика Саха (Якутия) «О Плане мероприятий по проведению Года благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия)», расширение механизмов стимулирования благоустройства населенных пунктов республики;

- Дальнейшее стимулирование развития государственно-частного партнерства в области повышения энергоэффективности;

- Завершение строительства крупных объектов электроэнергетики, Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь), ВЛ-220 кВ Нерюнгринская ГРЭС-Нижний Куранах-Томмот-Майя с подстанциями 220 кВ «Томмот» и «Майя»;

- продолжение работ по изысканию источников финансирования строительства ВЛ-220 кВ «Мирный-Сунтар-Нюрба» 3 и 4 пусковые комплексы, а также разработки ПСД развития сетей 110  кВ для электроснабжения Амгинского улуса.

Также основным приоритетом работы Министерства является обеспечение надежного и бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения в течение отопительного периода 2015/2016 года и своевременная подготовка к отопительному сезону 2016-2017 гг, снижение не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении питьевой воды.

Особое внимание также будет обращено реализации государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности.